Индивидуальный образовательный маршрут педагога

Данные методические материалы разработаны в ходе реализации общеразвивающей программы творческого объединения "Проектная лаборатория" и анализа проектной деятельности с использованием индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный образовательный маршрут представлен как эффективная форма реализации проектно-исследовательской деятельности с одаренными детьми разного возраста.

Афанасенкова А.А., педагог дополнительного образования высшей категории, Центр развития творчества детей и юношества, Московская область. Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий для обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.

Федеральный проект "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" предусматривает обновление содержания дополнительного образования, повышение качества и вариативности образовательных программ для удовлетворения интересов детей с различными образовательными потребностями.

Особое внимание в рамках федерального проекта уделяется созданию системы поддержки и развития работы с одаренными детьми. Педагог дополнительного образования, работая по определенной программе направленности, выбирает формы, методы, технологии для проведения работы с подопечным детским коллективом и следует им в процессе образовательной деятельности. В приказе Минобрнауки России от Педагогический эффект данной технологии заключается в том, что проектная деятельность мотивируется решением личностно значимых проблем ребенка через самостоятельный выбор направления и характера деятельности в проектно-исследовательской практике.

Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одаренными детьми. Подростки часто неоднократно пробуют свои способности в различных областях деятельности учреждения дополнительного образования.

Для них недостаточно посещать занятия, которые дают узкие знания и навыки в направлении творческого объединения. Поэтому мы стараемся создать такие условия, чтобы в совокупности занятия были направлены на осуществление изменений и решение проблем в обществе, кроме того, они должны способствовать развитию позитивных изменений в личности - самого ребенка.

Помимо этого, мы стараемся создать такие условия, чтобы в совокупности занятия были направлены на осуществление изменений и решение проблем в обществе.

Одним из видов работы с одаренными детьми в ЦРТДиЮ является проектная деятельность в творческом объединении "Проектная лаборатория", которая предполагает высокий уровень подготовки по различным аспектам искусства, декоративно-прикладного творчества, компьютерной практики. Такая позиция в организации учебного процесса в творческом объединении особенно актуальна для развития подростков и их дальнейшего профессионального самоопределения.

Обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам требует серьезной и кропотливой предварительной работы со стороны педагога.

Проанализировав теоретические аспекты по вопросу создания индивидуального образовательного маршрута, мы разработали примерную программу по реализации индивидуального образовательного маршрута для одаренных учащихся Центра по различным направлениям деятельности и предложили ее педагогам для реализации. Рассмотрим содержание и методы работы педагога по реализации индивидуальных образовательных маршрутов на основе программы "Проектная лаборатория" более подробно. Методика работы учителя по реализации данной программы соединяет в своем содержании работу с учащимися по исследованию материала по теме проекта и практическое выполнение проекта в художественно-прикладной технике с использованием различных подручных материалов в объеме и на плоскости.

Подготовка презентации и защита проекта - это научное обоснование самого проекта. Изучение основ архитектурного проектирования имеет непосредственную связь и отражение в таких видах искусства, как рисунок, живопись, скульптура, архитектурная графика, моделирование, архитектурная бионика, анализ архитектурно-исторической среды и др. Ряд специальных заданий программы, реализуемых детьми в творческой деятельности, дают возможность овладеть художественными материалами и техниками, придумывать визуальные варианты всевозможных проектов, импровизировать в различных изобразительных техниках, выбирать правильное решение, используя наблюдение, сравнение.

Учащиеся имеют возможность расширить свои знания и практические навыки не только в изобразительном искусстве и декоративно-прикладной деятельности, но и в проектно-исследовательской деятельности при выполнении проектных работ, обучаясь по программе естественнонаучной направленности. Обоснованием такого подхода является тот факт, что иногда детям бывает скучно заниматься в художественной студии в одном направлении, теряется интерес к узкой направленности творчества. Стремление охватить как можно больше направлений изобразительной деятельности внешне привлекательно для детей и родителей, но на деле часто чревато "хождением по скорлупе".

В результате у детей возникает ошибочная вера в собственную разносторонность. Поэтому такие дети и их родители иногда нуждаются в разъяснениях, советах, определенных рекомендациях.

Также необходимо учитывать возрастные и психологические особенности ребенка при выборе направления дальнейшего творческого развития.

Цель деятельности педагога в данном направлении по реализации индивидуального образовательного маршрута - обеспечить поддержку, консультации и условия для развития познавательных интересов, реализации интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся. При поступлении в творческое объединение "Проектная лаборатория" предполагается высокий уровень подготовки по различным аспектам искусства и декоративно-прикладного творчества.

Также необходимо иметь некоторые навыки работы на компьютере в программах Microsoft Word и Power Point, этот аспект подготовленности педагог анализирует по результатам собеседования и входной диагностики.

Особенностью преподавания программы является возможность реализации индивидуальных маршрутов в освоении содержания программы. Вновь прибывшие дети проходят собеседование и по результатам входной диагностики могут начать обучение в любой год с основным составом. Проектно-исследовательская работа с детьми строится на принципах тематической целостности и системности, предполагающих четкость поставленных задач и вариативность их решений.

Предполагается чередование занятий индивидуального практического творчества учащихся и занятий коллективной творческой деятельности в сотворчестве педагога и ученика. Вопросы взаимосвязи различных видов искусств рассматриваются в установленной логической последовательности, т.е. методика разработки таких занятий строится на принципах развивающего обучения с использованием различных упражнений импровизационного характера, заданий, способствующих возникновению нестандартных идей, коллективных творческих замыслов, элементов рефлексивного метода.

Они также готовят кульминационную работу - проект, модель, каждая из которых реализует отдельное задание. Выделим критерии эффективности реализации проектной деятельности с учащимися, использующими индивидуальный образовательный маршрут. Умение определять цель проектной и учебно-исследовательской деятельности. Владение организационно-деятельностными качествами реализации проекта. Умение использовать различные техники и навыки работы с различными материалами бумагой, природными и бросовыми материалами. <Наличие творческих креативных идей при реализации проекта. Умение работать в команде. Умение работать над исследованием материала и воплощением идей в прикладной проект. Умение презентовать свой проект. Для учащихся в соответствии с возрастными особенностями на первый план выходят цели овладения коммуникативными навыками, в связи с чем исследовательская деятельность организуется в групповых формах.

В соответствии с возрастными особенностями на первый план выходят цели овладения коммуникативными навыками.

Темы детских работ выбираются из любой предметной области. Темы и проблемы исследовательских работ выбираются в соответствии с личными предпочтениями каждого ученика и находятся в зоне его самоопределения.

Предпочтительные индивидуальные формы работы самостоятельные и индивидуальные исследования. В программе предусмотрены задания для самостоятельной работы. Эти задания представляют собой образовательные модули в виде электронных файлов, содержащих методический материал, сгруппированный по темам. Каждый образовательный модуль включает текстовые файлы, мультимедийные презентации, иллюстративные примеры. Результат должен быть социально и практически значимым. Презентация результатов проектной деятельности осуществляется на публичных выступлениях.

Определяется реальное время проведения таких мероприятий и соответственно планируется завершение проектной работы. Учащиеся получают шанс публично заявить о себе и своей работе, возможность развить личностные качества, проектную и исследовательскую компетентность. Остановимся подробнее на этапах работы над проектом по индивидуальному образовательному маршруту, начиная с выбора проекта, продолжая выполнением и завершая демонстрацией - защитой.

Определите роль проекта на индивидуальном образовательном маршруте.

Определите роль учителя и учащихся на каждом этапе. Таблица 1. Таблица 1. Деятельность учителя и учащихся на этапах выполнения проекта Темы проектов могут быть разными, объем и варианты реализации могут быть различными. Одним из важнейших условий развития детского творчества является разнообразие художественных материалов и техник, используемых в декоративно-изобразительной и проектной деятельности.

В каждом случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. Учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящие художественные материалы для воплощения замысла. Система уроков проводится комплексно, что позволяет проявиться в формировании универсального тематического круга знаний, в котором органично сочетаются общие задачи каждого вида искусства и отвечает его индивидуальной специфике.

В таблице 1 приведен пример выполнения прикладного проекта учащимися в течение учебного года. В практической деятельности группа делится на подгруппы в зависимости от возраста, степени готовности, личного опыта ребенка в проведении такого масштабного проекта, цели, поставленной индивидуальным образовательным маршрутом, рассчитанным на весь предстоящий учебный год, мотивации и художественного опыта.

Учащиеся осваивают уровни программы, переходя с первого года обучения на второй, затем на третий. Вновь поступившие дети проходят собеседование и, по результатам входной диагностики, могут начать обучение с любого года с основным составом, но, как правило, это обучение по индивидуальной образовательной траектории.

Индивидуальная образовательная траектория.

Индивидуальная образовательная траектория реализуется также для учащихся с высоким уровнем проектной готовности. При правильно обозначенных последующих заданиях эти дети готовы выполнять два проекта в год. В художественно-творческой практике с обучающимися существует многоуровневая система заданий, которую можно проследить при использовании индивидуальных образовательных маршрутов. <Приведем пример поэтапной реализации одного из проектов на основе индивидуального образовательного маршрута для Виталия, 13 лет. Маршрут ориентирован на выявление интеллектуально-творческих качеств личности учащегося в творческом объединении "Проектная лаборатория" и его подготовку к конкурсу прикладных проектов, публичной презентации и защите проекта и участию во Всероссийской олимпиаде "Созвездие".

Полное имя учащегося - Виталий. Период реализации - октябрь - февраль учебного года. Возраст - 11 лет. Цель: создание условий для самовыражения и самореализации учащегося в ходе выполнения исследовательского прикладного проекта "Образовательный центр МЧС России". Задачи: приобрести знания о художественной, проектной, исследовательской деятельности, способах поиска информации, необходимой для творчества; формировать самостоятельность, инициативность, активную потребность в знаниях; формировать умение использовать наглядные и технические средства для раскрытия содержания исследовательской работы прикладного проекта; учить оформлять материалы исследования, готовить презентацию и защиту проекта.

Проводится психолого-педагогическая диагностика. Анализируя данные анкетирования и психолого-педагогической диагностики, можно определить ожидаемые результаты для отдельного ученика. Ожидаемые результаты основные понятия и определения, включенные в теоретический курс; этап проведения объемной по содержанию прикладной проектной работы; основные источники информации для поиска необходимой информации.

Научится: самостоятельно организовывать деятельность по реализации умений и навыков в художественной деятельности; пользоваться специальной справочной литературой для поиска учебной информации об объектах. Овладеют: культурой мышления, умением обобщать, анализировать, воспринимать информацию; умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь при защите проекта; умением использовать накопленный опыт творческой деятельности при выполнении работы на конкурс.

Рефлексия индивидуальной образовательной деятельности заполняется обучающимся. Примерные критерии оценивания творческой деятельности: Самостоятельность работы.

Полнота раскрытия темы. Оригинальность решения художественного образа. Ниже приведен пример отслеживания результатов выполнения исследовательского прикладного проекта "Учебный центр МЧС России" Виталия, 11 лет. Таблица 2. Таблица 2. Обучение по образовательной программе в творческом объединении "Проектная лаборатория" расширяет культурное пространство для самореализации и саморазвития личности учащегося, стимулирует творчество.

Прохождение уровней программы и обучение с использованием индивидуального образовательного маршрута, создает благоприятную почву для профессиональной ориентации каждого ребенка, развития личностных качеств, становления субъектом собственной жизни. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут представлен как эффективная форма реализации проектно-исследовательской деятельности с одаренными детьми разного возраста.

Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальной программы в рамках общеобразовательной программы. Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это технология будущего, которая способствует самореализации учащихся и педагогического коллектива, становясь личностным путем в развитии творческого потенциала учащегося в условиях дополнительного образования.

Литература Арциман Е.Н., Кардабнев А.

.

Навигация

thoughts on “Индивидуальный образовательный маршрут педагога

  • 21.08.2021 at 08:46
    Permalink

    Толку от этого мало.

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *